В Нукусе состоялся очередной открытый диалог Президента Республики Узбекистан с предпринимателями.


20 августа в Нукусе состоялся очередной открытый диалог Президента Республики Узбекистан с предпринимателями.

Этот диалог, ставший традиционным в последние годы, является долгожданным событием для предпринимателей, поскольку служит эффективной платформой для решения системных проблем в сфере, обсуждения предложений и создания новых стимулов.

Можно сказать, что в этот раз открытый диалог продолжался в течение всего года. Сам Президент, а также Премьер-министр, его заместители, министры, хокимы, руководитель Торгово-промышленной палаты, Бизнес-омбудсман постоянно поддерживали связь с предпринимателями.

В результате этого взаимодействия было поддержано более 700 вопросов, инициатив и новых проектов, выдвинутых предпринимателями, а также выделено дополнительно 8 триллионов сумов. Кроме того, еще 18 триллионов сумов было направлено на развитие промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и предпринимательской инфраструктуры. Самое важное достижение — налажена новая система поддержки от малых проектов в махаллях до мегапроектов.

Ранее из-за проблем с кредитами, поиском рынков сбыта, инфраструктурой и бесконечными проверками, деятельность 60 процентов новых предпринимателей прекращалась уже в первый год. В настоящее время доля предприятий, действующих более трех лет, составляет 76 процентов, и впервые она достигла 300 тысяч. Это касается и 100 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Только в этом году оборот предпринимателей увеличился на 25 процентов по сравнению с прошлым годом и достиг 986 триллионов сумов. Число средних предприятий с годовым оборотом от 10 до 100 миллиардов сумов удвоилось, а количество крупных предприятий с оборотом более 100 миллиардов сумов превысило 2,2 тысячи, что в два раза больше, чем в прошлом году.

Благодаря тому, что налоговый, банковский, финансовый и экономический комплексы работают в разрезе махаллей и клиентов, 16 тысяч ранее убыточных предприятий получили 6,5 триллиона сумов прибыли за полгода.

На сегодняшний день количество предприятий с более чем 100 работниками приблизилось к 3 тысячам, а число рабочих мест в них за год увеличилось на 440 тысяч. В частном секторе более 1 миллиона работников получают зарплату свыше 5 миллионов сумов, из них 370 тысяч — свыше 10 миллионов сумов. Это свидетельствует о том, что предприниматели выходят из тени, переходят к законной деятельности и здоровой конкуренции.

Еще один пример — в рейтинге предпринимательства количество предприятий категории “A” и “B” увеличилось на 91 тысячу, еще 170 тысяч предприятий были исключены из самой низкой категории “D”. Благодаря этому налоговые проверки сократились вдвое по сравнению с прошлым годом. При этом за этот период поступления крупных налогоплательщиков выросли на 10 процентов, предприятий областного уровня — на 25 процентов, а налоги, уплачиваемые предпринимателями районов, — на 40 процентов. Это результат изменения стиля работы налоговых органов и либерализации ведения бизнеса.

Отношения с соседними государствами достигли беспрецедентного уровня. Узбекистан уже стал большим рынком как для местных предприятий, так и для иностранных компаний, а также промышленным хабом в регионе.

Недавно валовой внутренний продукт страны впервые превысил 100 миллиардов долларов. За шесть месяцев текущего года объем прямых иностранных инвестиций удвоился по сравнению с прошлым годом и достиг 14 миллиардов долларов. Такие показатели не наблюдались за всю 33-летнюю историю независимого развития.

— Все это результат начатых восемь лет назад реформ, основанных на взаимном доверии, работе бок о бок с предпринимателями и постоянном диалоге. У нас еще много возможностей. Самое важное, у нас есть такие патриотичные и самоотверженные предприниматели, как вы, которые способны их реализовать, — сказал Шавкат Мирзиёев.

Глава государства озвучил новые инициативы по пяти направлениям.

Первое направление — увеличение финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса.

Прежде всего, отныне все банки и микрофинансовые организации смогут участвовать в поддержке малого и среднего бизнеса. Размер микрокредитов будет увеличен в три раза и доведен до 300 миллионов сумов. При этом залог в части кредита до 100 миллионов сумов не потребуется.

Кроме того, “Микрокредитбанк” через свои микрофинансовые организации до конца года привлечет еще 1 триллион сумов. Станет возможным создание микрофинансовых банков с уставным капиталом не менее 50 миллиардов сумов.

Также будут созданы дополнительные возможности для микрофинансовых организаций: предпринимателям будет разрешено оказывать услуги в иностранной валюте и осуществлять деятельность в качестве платежной организации на основе лицензии.

В-третьих, в соответствии с указом Президента Узбекистана от 12 августа текущего года для факторинговых организаций открылись широкие возможности. Теперь они будут обслуживать клиентов и в иностранной валюте. Будет запущена электронная платформа, на которой предприниматели смогут выбрать удобный для себя финансовый продукт.

В целом, благодаря популяризации факторинга, предпринимателям станут доступны 20 триллионов сумов на оборотные средства, а предприятиям-экспортерам — дополнительно 1 миллиард долларов финансовых ресурсов.

В-четвертых, будет разработан закон об исламских финансах. Это будет способствовать предоставлению новых финансовых услуг, притоку большего количества инвесторов и созданию дополнительных ресурсов на 5 миллиардов долларов.

В-пятых, поэтапно будет прекращена практика передачи крупным предприятиям средств, привлеченных государством. Предоставление таких средств сократится не менее чем на 40 процентов в течение двух лет. За счет этого банки направят частному бизнесу не менее 30 триллионов сумов.

Второе направление — обеспечение бизнеса инфраструктурой, землей и энергией.

Две тысячи обращений, поступивших в рамках открытого диалога, связаны с землей и инфраструктурой. Затраты на приобретение земли для новых инвестиционных проектов резко выросли.

Поэтому теперь, когда предприниматель покупает землю на аукционе, налог на добавленную стоимость начисляться не будет. В городе Ташкенте и областных центрах будет разрешено расплачиваться за приобретенную землю в рассрочку до трех лет, в остальных регионах — до пяти лет, а для районов 4-й и 5-й категорий — до десяти лет.

Во-вторых, теперь при выделении новых земель будут обязательно указываться сроки от проектирования зданий до сдачи объекта.

В-третьих, для каждого земельного участка будет четко определено, на какие виды деятельности можно заменить основной вид деятельности, какие вспомогательные сооружения можно разместить. Для этого с 1 января будет введен единый классификатор земельных участков и объектов капитального строительства.

В-четвертых, ограничения на электроэнергию и природный газ для промышленных предприятий будут сокращены. Базовый тариф сохранится, даже если потребление электроэнергии и газа превысит лимит на 20 процентов. Если превышение лимита составит более 20 процентов, тариф за превышенную часть увеличится на 20 процентов. Также оплата коммунальных услуг не будет приостановлена даже при наличии инкассо.

Третье направление — создание равной конкурентной среды на внутреннем рынке и расширение возможностей выхода на внешние рынки.

С этой целью будет продолжен процесс вступления во Всемирную торговую организацию, будет развиваться конкуренция. Уже отменены эксклюзивные права в металлургической, химической, энергетической и телекоммуникационной отраслях.

Теперь при корпоративных закупках будет отменен ценовой приоритет на продукцию, приобретаемую для производства. Отныне никто не будет иметь особых прав, будь то государственное стратегическое предприятие, частное предприятие или иностранный инвестор — все будут работать в равных экономических условиях.

Во-вторых, из средств, выделенных на развитие отраслей, 200 миллионов долларов будут направлены на предэкспортное финансирование. Из них 50 миллионов долларов будут предоставлены в качестве поручительства по банковским кредитам. За счет этих средств в течение года будет дополнительно экспортировано продукции на 1 миллиард долларов.

В-третьих, будет запущена платформа “Е-логистика” по перевозке грузов, что позволит экспортерам видеть, у какого предприятия и сколько имеется разрешений на перевозку, и заключать прямые договоры.

В-четвертых, теперь при ввозе оборудования и комплектующих не будет образовываться задолженность, если срок договора не будет нарушен.

Отныне электронная справка таможенного органа, подтверждающая экспорт, будет основанием для возврата налога на добавленную стоимость, и другие лишние документы не потребуются.

В-пятых, будет расширено сотрудничество предприятий-экспортеров с нашими соотечественниками, имеющими большой опыт ведения бизнеса за рубежом.

В-шестых, будет стимулироваться увеличение доли отечественной продукции в государственных закупках. В частности, крупные предприятия энергетической, нефтегазовой, химической, металлургической, железнодорожной отраслей разместят заказы на 2-3 года на кооперационном портале. Местные предприятия на основе этих заказов наладят производство новых видов продукции. На их проекты на начальном этапе будет направлено 100 миллионов долларов.

В-седьмых, к управлению региональными электрическими сетями будет привлечен частный сектор. В частности, в октябре будет объявлен тендер на привлечение частного оператора в электросети Самаркандской области. В следующем году такая же работа будет проведена в Джизакской и Сырдарьинской областях.

В-восьмых, к концу года предпринимателям будут предложены еще 300 месторождений и участков с полезными ископаемыми. Для покрытия потребности в песке и гравии также будут выделены 172 месторождения с запасами в 110 миллионов кубометров.

Четвертое направление — дать новый импульс сфере услуг.

В Узбекистане 52 процента занятого населения работают в сфере услуг. Теперь во всех сферах будут широко внедряться технологии искусственного интеллекта. В IT-парке откроется центр искусственного интеллекта. На финансирование проектов будет выделено 50 миллионов долларов.

Во-вторых, будет создана экосистема поддержки стартап-проектов. Для этого будет налажена деятельность венчурных фондов. Также государство предоставит ресурс в размере одного доллара на каждый доллар инвестиций, которые стартап привлек из-за рубежа. Такие расходы, как патентование стартап-разработок и регистрация торговых марок, будут покрываться государством.

В-третьих, в целях локализации услуг в течение года 3 тысячи специалистов будут направлены на повышение квалификации в производственные компании Германии, Японии, Южной Кореи, Китая и Турции. Будет разработана программа расширения участия местных предприятий в сервисном обслуживании крупных предприятий.

В-четвертых, с 1 января часть налога на добавленную стоимость для предприятий общественного питания будет возвращена предпринимателю в виде кешбэка. Налог на прибыль ресторанов и кафе, перешедших на уплату такого налога, будет снижен в два раза.

Кроме того, с 1 декабря при оприходовании сельскохозяйственной продукции, приобретенной этими предприятиями за наличные деньги, никаких документов не потребуется. Рестораны и кафе смогут нанимать работников по краткосрочным, упрощенным трудовым договорам.

В-пятых, с 1 октября система “Шаффоф курилиш”, аналогичная Рейтингу предпринимательства, будет вестись самими предпринимателями. Функции консалтинговых центров будут полностью переданы частному сектору.

Пятое направление — дальнейшее сокращение барьеров и преград для бизнеса.

Во-первых, в целях устранения барьеров для предпринимательства будет разработан реестр критериев, представляющих реальную угрозу жизни и здоровью населения. Должностные лица, приостановившие деятельность предпринимателя по отсутствующему в реестре критерию, будут привлечены к ответственности.

Во-вторых, привлечение предпринимателей к уголовной ответственности будет еще более либерализовано.

В-третьих, отныне в случае нарушения сроков возврата кредита перед выставлением на торги заложенного имущества будет определяться его текущая рыночная стоимость. Если непогашенная задолженность составляет менее 15 процентов от стоимости залога, взыскание не будет обращено на имущество. Банк позволит клиенту погасить задолженность за счет другого источника.

В-четвертых, теперь средства, поступившие от продажи земли, будут направлены, прежде всего, на погашение задолженности предпринимателей по сносу зданий.

Президент обратил внимание на то, что в этом году открытый диалог проводится именно в Каракалпакстане, и отметил преимущества ведения предпринимательства здесь. В Каракалпакстане для бизнеса предоставлено более 50 льгот, которых нет ни в одном другом регионе. В Каракалпакстане внедрена простая система выделения земель. Регион также удобен для выхода на большие рынки.

Отмечалось, что в целях эффективного использования этих возможностей будет принята программа “Занимайся бизнесом в Каракалпакстане”.

Мероприятие продолжилось в форме открытого диалога. Предприниматели из центральных и региональных студий, соотечественники, ведущие бизнес за рубежом, высказали свое мнение. Были обсуждены проблемы и поддержаны предложения.